Встроенное программное обеспечение (ПО) в современных самолётах становится всё более объёмным и сложным. К примеру, для самолёта A300 объём встроенного ПО составлял всего несколько тысяч строк, в то время как для нового самолёта A380 эта цифра имеет порядок в 100 миллионов. К тому же, большая часть этого ПО относится к категории критичного с точки зрения безопасности (safety critical). Из-за этого производство сертифицированного ПО стало одним из важнейших этапов разработки современного самолёта, причём значимость этого этапа неуклонно растёт.

 

В ноябре 2011 года объединённый комитет RTCA/EUROCAE SC 205/WG71, в который вошли представили всех отраслей авиационной промышленности (производители летательных аппаратов, оборудования и разработчики ПО) и организаций-регуляторов (FAA, EASA и др.), разработал методику DO-178C «Software Considerations in Airborne Systems and Equipment Certification» (соображения касательно сертификации программного обеспечения бортовых систем и оборудования). В настоящее время регуляторами США (FAA), Евросоюза (EASA), Канады (Transport Canada), России (АР МАК), Китая (CAAC) и других государств стандарт DO-178C утверждён в качестве обязательного к применению при сертификации новых гражданских судов, а также военных воздушных судов, эксплуатируемых в гражданском воздушном пространстве либо использующих гражданские комплектующие.

Стандарт DO-178C выпущен на замену стандарта DO-178B, созданного ещё в 1992 году, и воплощает наработанные за эти годы опыт и достижения авиационной отрасли в сфере разработки программного обеспечения.

В стандарте DO-178C предусмотрены два приложения: моделирование работы ПО описано в DO-331 «Model-Based Development and Verification» (MBDV, модельно-ориентированное проектирование и верификация), а инструменты для квалификации ПО описаны в DO-330 «Software Tool Qualification Considerations» (соображения касательно квалификации программных инструментов).


Печать   E-mail